Считается ли отчим моим опекуном, если опекунство не оформлено?

Усыновление в Исламе

Считается ли отчим моим опекуном, если опекунство не оформлено?

Усыновление (удочерение) — это принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. То есть приемные родители дают ребенку свою фамилию и считают его родным. Подобное усыновление, влекущее изменение родословной человека, в Исламе запрещено[1].

Однако мусульманам разрешено усыновлять ребенка в смысле оформления опекунства над ним, чтобы обеспечить заботу о его физическом и духовном развитии.

Опека — это принятие в дом ребенка на правах воспитуемого.

Согласно российскому законодательству, опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство — над детьми от 14 до 18 лет[2]. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и ответственности за него.

Опека может быть назначена на определенный срок или без срока. В российских реалиях часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Итак, опекунство подразумевает содержание и воспитание ребенка, и это является одним из самых благих деяний в Исламе.

В Коране сказано:

«Сирота… Не обижай [его, а стань для него милосердным отцом]!» (Св. Коран, 93:9).

В Священном Писании есть также аяты, описывающие ряд положений в защиту прав сирот:

«Пусть же [опекающие сирот] страшатся [Бога сделать что-либо неправильное по отношению к ним, пусть напоминают себе о том, что] их родные дети [никак] не застрахованы [от внезапной кончины родителей] от вероятности стать такими же сиротами, за [благополучие] которых опасаются. [Относитесь же к чужим детям так, как хотели бы, чтобы относились к вашим.

Относитесь к ним так же, как вы относитесь к своим.] Пусть же [опекающие сирот] боятся Аллаха (Бога, Господа) и говорят [лишь] правильные (достойные) слова[3]. Кто поедает (тратит на себя) имущество сирот, не имея на то права, воистину, опускается в животы тех огонь [набивают они свои чрева огнем Ада], где и окажутся [в вечности] (и гореть им в адском огне)» (Св.

Коран, 4:9, 10).

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Я и опекающий сироту будем близки друг к другу в Раю подобно этому», — и поднял указательный и средний пальцы, немного разжав их[4].

Ведь дети, оставшиеся в раннем возрасте без родителей и лишенные родительского наследства, а также опеки и заботы со стороны окружающих их родных и знакомых, завтра могут пополнить ряды преступников, наркоманов и общественных паразитов.

Заботясь о другом, тем более слабом и немощном, человек заботится и о самом себе, о завтрашнем дне своих же детей. Но сколь малое количество людей и представителей государственных структур до конца осознают это!

Кстати, согласно мусульманским канонам, сирота — это тот, кто остался без отца, не достигнув еще совершеннолетия.

Ислам разрешает мусульманам воспитывать чужих детей. Мусульмане могут растить этих детей, присматривать за ними, поддерживать их, но детей нужно называть по отчеству их настоящих отцов. Священный Коран запрещает такое усыновление, когда приемные дети берут фамилию либо отчество усыновившего их отца:

«И если приемных детей вы называете своими сыновьями (дочерями), они таковыми [биологически, генетически] не становятся (Бог не сделал ваших приемных детей родными).

Зовите их [родных детей или приемных] по их отцам [то есть сохраняйте отчество]. Это наиболее справедливо пред Аллахом (Богом, Господом).

А если вы не знаете их отцов, тогда они братья ваши по вере и покровители (помощники)[5]« (см. Св. Коран, 33:4, 5).

Ребенок, переходя в руки приемных родителей, не становится их родным ребенком. Он не может претендовать на наследство приемных родителей[6]. Если ребенок мужского пола, то с наступлением периода полового созревания он не сможет оставаться наедине с приемной матерью в одном помещении.

Если приемыш девочка, то с началом полового созревания (с появлением менструации) она не сможет оставаться дома наедине с приемным отцом.

Все они (и приемные дети, и приемные родители) с началом полового созревания ребенка должны закрывать те части тела, которые закрываются (прикрываются) перед чужими людьми (‘аурат).

Ответы на вопросы по теме

Если усыновляемый ребенок грудной и неизвестны его биологические родители, можно ли давать фамилию семьи, которая хочет усыновить? Если нельзя, то как поступить?

Если никакой информации о настоящих родителях нет, тогда придется дать свои фамилию и отчество, но должен быть документ, говорящий о том, что истинные биологические родители не известны.

Ребенка, когда он уже сможет это понять, нужно будет аккуратно проинформировать об этом.

Мы — верующая семья, и мои родители тоже. У нас двое детей. Старшая дочь вышла замуж и уехала из России, сейчас мы надумали усыновить ребенка из детдома, но родители нам не дали этого сделать. Они проживают в другом регионе, а прописаны у меня, поэтому отказались подписать документы.

Говорят, что по Исламу мама имеет право вмешиваться в мою семью и запретить это. Скажите, пожалуйста, есть ли какой-нибудь хадис, подтверждающий или опровергающий такое мнение родителей. Хотя я с ними не согласен, взять сироту — это саваб (вознаграждаемо Всевышним). Радик, 45 лет.

Мама не имеет канонического права запретить вам взять опекунство над ребенком. Она может лишь посоветовать. Учитывать мнение родителей важно, но в подобных вопросах последнее слово за вами и вашей супругой.

Мы с супругой после женитьбы четыре года ждали ребенка, прошли обследования и выяснили, что дело во мне. Я все это время лечился, но улучшения были временные. Потом мы удочерили грудного ребенка из дома малюток.

Так как в ее документе графа отец не была заполнена, я дал свою фамилию, не переживал по этому поводу. Спустя год, мы усыновили 8-летнего мальчика. Мы уже знали имя и фамилию его биологического отца, но учитывая среду, в которой мы живем, все же дали нашу фамилию.

Сейчас думаю, правильно ли я поступил? В то же время оправдываюсь, что это в интересах несовершеннолетнего ребенка. Он все знает, но не хочет даже вспоминать, откуда он и кто его биологические родители.

С гордостью произносит нашу фамилию, чем очень радует нас, но все равно не могу успокоиться. Хотел бы узнать ваше мнение как ученого богослова. Ринат, Казахстан.

В личных документах усыновленных вами детей должны присутствовать свидетельство о рождении или иные бумаги, где записаны имена биологических родителей. В последующем эти документы следует передать детям, на этапе, когда они смогут это понять, когда начнут самостоятельную жизнь.

Мне сейчас 26 лет. Когда мне было 15 (не был тогда еще мусульманином), по просьбе моей мамы я изменил свою фамилию и отчество, взяв их от своего отчима. Теперь узнал, что так делать нельзя. Исключения есть какие-нибудь в данном случае или нет? Если нет, то готов изменить отчество на имя родного отца, так как мать с отчимом сейчас уже не живут вместе. Рабхат.

Вы должны носить отчество своего родного отца.

Я знаю, кто мой биологический отец, но у него другая семья, да и особых усилий с его стороны к общению не наблюдается. Я ношу фамилию дедушки по материнской линии, он меня растил и воспитывал до совершеннолетия.

Сейчас его уже нет в живых. Нужно ли мне менять фамилию на отцовскую либо брать в качестве отчества его имя? У меня есть жена, трое детей. Фамилию жены я не менял при заключении брака, а детям дал свою фамилию. Даркен.

Вы должны носить отчество своего настоящего отца.

Что касается вашей жены, то она может взять вашу фамилию. Это канонически не возбраняется. Она обязана лишь сохранить отчество.

Я женился на женщине с ребенком. Девочке 4 года, воспитываю и люблю ее как родную. Биологический отец раз в неделю навещает дочку, гуляет с ней, забирает к себе домой. Мои родители против этого, говорят, что надо разлучить ее с отцом, но я в сомнениях. Я не хочу разлучать ее с настоящим отцом, хотя меня не сильно радуют их встречи. Как поступить в данной ситуаций согласно шариату и сунне?

Отец девочки остается ее отцом, каким бы плохим он ни был. Вы можете быть лишь добрым, внимательным и заботливым опекуном.

Я внебрачный ребенок своего отца, при рождении отец побоялся дать свою фамилию и отчество, так как занимал большой пост и на то время был уже женат. Моя мама зарегистрировала меня на своего отца, дав его фамилию и отчество.

Отец мой умер. Я так и остался с фамилией и отчеством своего дедушки. К сожалению, очень сложно поменять отчество законным образом. К тому же придется менять все документы, диплом и т. д.

Так нужно ли искать способ поменять отчество? Руслан.

В Коране сказано:

«Зовите их [родных детей или приемных] по их отцам [то есть сохраняйте отчество]. Это наиболее справедливо пред Аллахом (Богом, Господом). А если вы не знаете их отцов, тогда они братья ваши по вере и покровители (помощники)» (см. Св. Коран, 33:5).

Источник: https://umma.ru/usynovlenie-i-opekunstvo-v-islame/

Отец или отчим?

Считается ли отчим моим опекуном, если опекунство не оформлено?

В нашем городе за последние три года усыновлено посторонними людьми 7 детей, а отчимами (мачехами) – 12 детей.

Многих детей сегодня воспитывают не родные отцы, а отчимы. Порой отчим становится для ребенка более близким человеком, нежели биологический родитель, фактически заменяет его. Как узаконить их связь?

Специалисты органа опеки и попечительства, участвуя в судебных процессах по вопросам воспитания несовершеннолетних, обратили внимание на то, что часто после расторжения брака мужчина, уходя от женщины, уходит и от ребенка и больше в его жизни не появляется, ограничив свои обязанности по содержанию и воспитанию сына или дочери лишь выплатой алиментов, и то, как правило, если бывшая супруга подала в суд на их взыскание.

Зато в жизни некоторых детей появляется отчим, который на самом деле содержит и воспитывает ребенка.

Как юридически узаконить их отношения и прервать существующую лишь формально связь с родным отцом, а также оградить ребенка от бремени содержания последнего в будущем? Ведь если такой отец уплачивает алименты, пусть даже в минимальном размере, он впоследствии может потребовать от своего совершеннолетнего ребенка выплаты алиментов на свое содержание, ибо ст. 87 СК РФ установлена обязанность детей содержать своих нетрудоспособных родителей. Кроме того, при существующем положении некоторые возникающие в жизни ребенка проблемы могут быть разрешены только при участии биологического родителя (например, вывоз ребенка за границу и т. п.), добиться которого бывает весьма сложно, а порой невозможно.

Один из ответов на этот вопрос: оформить усыновление или удочерение ребенка (далее – усыновление) его отчимом.

Мы рассмотрим ситуацию, когда усыновление осуществляет отчим, поскольку на практике такие случаи встречаются наиболее часто. В равной степени все изложенное относится и к процедуре усыновления ребенка мачехой.

Усыновление отчимом ребенка своей супруги осуществляется в несколько этапов.

Первый этап – получение согласия на усыновление от биологического отца ребенка.

Без такого согласия оформить усыновление ребенка, родитель которого не лишен родительских прав, скорее всего, не получится.

Отец ребенка может дать согласие на усыновление ребенка конкретным человеком (его отчимом) или без указания такого лица (п. 3 ст. 129 СК РФ).

Но в любом случае его согласие необходимо будет удостоверить нотариально.

Именно нотариус является тем уполномоченным лицом, которое может засвидетельствовать подлинность подписи отца ребенка на согласии об усыновлении (п.п. 5 ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате).

Второй этап – взаимодействие с органами опеки и попечительства по поводу возможности усыновления.

Отчим, пожелавший усыновить ребенка жены, должен подать в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • краткую автобиографию (пишется лично, нигде не заверяется);
  • справку с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копию декларации о доходах (справка по форме 2-НДФЛ или просто о размере заработной платы, берется на работе);
  • копию финансового лицевого счета и выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  • справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (в ОВД по месту жительства кандидата в усыновители );
  • медицинское заключение о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка. Если у кандидата в усыновители будут выявлены заболевания, установленные в соответствующем Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. №542, он юридически оформить усыновление ребенка не сможет;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка, его физическом и умственном развитии;
  • копию свидетельства о браке.

Полученное согласие от отца ребенка на усыновление передается непосредственно в органы опеки и попечительства, свидетельство о рождении ребенка прикладывается к заявлению усыновителем.

В соответствии с п. 8 Правил для подготовки заключения о возможности быть усыновителем орган опеки и попечительства обследует условия жизни лица, желающего усыновить ребенка, и по результатам обследования составляет акт, готовит вышеназванное заключение.

Заключение должно быть подготовлено в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления.

Третий этап – судебный процесс.

После того как отчимом будет получено от органа опеки и попечительства заключение о том, что он может быть усыновителем, нужно отправляться в суд. Заявление об усыновлении подается в городской суд по месту жительства кандидата в усыновители или месту нахождения ребенка (ст. 269 ГКП РФ).

В силу п.п. 14 п. 1 ст. 333.36 НК РФ усыновители освобождены от уплаты государственной пошлины по делам данной категории.

В заявлении должны быть указаны обстоятельства, обосновывающие просьбу об усыновлении, данные об усыновителе и об усыновляемом ребенке и подтверждающие документы, а также содержаться просьба об изменении тех или иных данных ребенка (ст. 270 ГПК РФ).

Согласно ст. 271 ГПК РФ к заявлению об усыновлении необходимо приложить все, предоставляемые в орган опеки, документы.

Орган опеки и попечительства по месту жительства или нахождения ребенка обязан представить суду заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам усыновляемого и приложить к заключению:

  • акт обследования помещения, где проживает усыновляемый ребенок или усыновитель;
  • заключение о возможности быть усыновителем.

Суд при необходимости может затребовать и иные документы, необходимые, по его мнению, для разрешения дела по существу (п. 3 ст. 272 ГПК РФ).

В судебном заседании, которое является закрытым, в обязательном порядке принимают участие усыновитель, представитель органа опеки и попечительства, прокурор, ребенок, если он достиг возраста 14 лет. При необходимости могут пригласить отца ребенка, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет (ст. 273 ГПК РФ).

На практике при усыновлении отчимом ребенка своей супруги она в обязательном порядке участвует в процессе. Отец ребенка привлекается в качестве третьего лица, и его присутствие в суде зависит от его желания.

В своем решении суд может как удовлетворить просьбу об усыновлении, так и отказать в ней. При этом он, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителя о записи его в качестве родителя (ст. 274 ГПК РФ).

Четвертый этап – оформление документов в органах загса.

После того, как решение суда вступит в законную силу и усыновитель получит его на руки, он с этим решением и заявлением о государственной регист­рации усыновления должен обратиться в органы загса по месту вынесения решения судом об установлении усыновления ребенка или по месту своего жительства для государственной регистрации усыновления. Там ему выдадут свидетельство об усыновлении. На основании записи акта об усыновлении также вносятся соответствующие изменения в запись акта о рождении ребенка, после чего орган загса выдает новое свидетельство о рождении ребенка.

скачать шаблон для dle скачать бесплатно фильмы

Источник: http://www.uomur.org/opeka_i_popechitelstvo/606-otec-ili-otchim.html

Юрист Адамович
Добавить комментарий